Джаз-фьюжн (также джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion —
сплав) — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки
других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп,
электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные
одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.
В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и
импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и
ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты
стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали
десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен
и в более поздние времена. Будучи скорее систематизированным
музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная
традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается
фьюжном.
Фьюжн-музыка обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми
размерами, метром, ритмом и удлинёнными композициями, содержащими
импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по
высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и
музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других
западных музыкальных формах.
Фьюжн-музыка обычно получает мало эфирного времени на радио в США,
вероятно, из-за её сложности, отсутствия вокала и длинных композиций.
Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и
Южной Америке присутствует значительное количество поклонников этого
стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн,
включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo!
В середине 1960-х Джулиан Эддерли (Julian «Cannonball» Adderley) стал
исполнять музыку, сочетающую джаз и поп. В конце 1960-х Майлз Дэвис и
The Tony Williams Lifetime использовали такие инструменты, как
электрогитара, бас-гитара и электрическое фортепиано, для создания музыки,
сочетающей джаз с роком и другими жанрами. Позже Херби Хэнкок (Herbie
Hancock), Джо Завинул, Ян Хаммер (Jan Hammer) и Чик Кориа (Chick Corea)
стали применять синтезаторы.
Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали
использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи,
многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к
композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса
In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20
минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно
музыкантами в студии, а музыкальные темы различной длины отбирались из
записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается
краеугольным камнем записей этого жанра.
Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам
в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию
«Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю
классического квартета Джона Колтрейна. В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul
Butterfield) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield) записали длинную
импровизационную пьесу «East-West».
Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни,
включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из
нескольких частей композиции. Например, Джими Хендрикс, The Allman
Brothers Band в США и King Crimson, Soft Machine, Yes (которые исполнили «I
See You» группы The Byrds в фьюжн-стиле) и Cream в Великобритании. Фрэнк
Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году. Он
продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры
(например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став значимым представителем
жанра.
Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в
конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears,
Chicago, Steely Dan, Chase, Dreams, и британские Traffic, Colosseum и If.
Расцвет жанра: 1970-е гг[править | править исходный текст]
В конце 60-х — начале 70-х гг. джаз-рок развивался параллельно с другим
«усложнённым» направлением рок-музыки — прогрессивным роком. Степень
музыкальной экспрессии и множество исполнительских приемов были взяты
из рок-музыки. За счет смешения исполнительских приёмов рока и
экспрессии, экспериментальности джаза группам удалось добиться
расширения спектра передаваемых ощущений. Одним из первых стал
экспериментировать в этом направлении Фрэнк Заппа.
Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу
звучание биг-бэндов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки.
Другие группы, опираясь на фри-джаз, стали больше экспериментировать с
электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки,
усложнять мелодию, ритм (Martin Kratochvil & Jazz Q[1], The Blue Effect[2]).
Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто
одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы
фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали
исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми
значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией,
считаются группы Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Return To Forever,
Brand X, Uzeb
Московская группа «ДК» являлась одной из ведущих джаз-рок групп СССР
начала 80-х годов. Сам быший лидер группы, Сергей Жариков, объяснил, что
джаз-рок был одним из самых «почитаемых» жанров музыки, часто играемых
в советских Домах Культуры:
- Ну, мы стали играть джаз-рок. Почему джаз-рок? Потому что, чтобы
репетировать, надо иметь базу. В Москве в Домах культуры было где-то
десять директоров, старых лабухов, а все остальные комсомольцы. И вот
хорошая база, это где сидел такой старый джазист. А чтобы туда прописаться,
на эту базу, надо уметь играть джаз, то есть то, что ему (директору) нравится.
И мы стали играть джаз, чтобы получить базу. Это было до смерти Андропова.
Также на территории СССР и России элементы джаз-рока в своём творчестве
использовали такие группы как Аквариум, Поп-механика, АукцЫон, Химера,
группа "Арсенал" образца 70-х, и большая часть творчества Алексея Козлова.